Прокуратура Заводского района г. Орла провела проверку исполнения требований действующего законодательства о реализации на подведомственной территории права на бесплатное и общедоступное дошкольное образование.
Законодательством РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, состояния здоровья, социального и имущественного положения.
В ходе проверки установлено, что Постановлением Главы муниципального образования «Город Орёл» - мэра г. Орла от 30.08.2011 №2754 «О переименовании муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» изменён правовой статус расположенных на территории Заводского района начальных школ - детских садов: №№10, 48, 72, 73 и 86.
Изменение правового статуса указанных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста повлекло за собой зачисление обучавшихся в них учащихся младших классов в общеобразовательные учреждения района: учащиеся прогимназии - детского сада № 10 зачислены в школу №6 г. Орла;
учащиеся начальных классов начальной школы - детского сада №48 зачислены в школу №34 г. Орла; учащиеся начальных классов НШДС №№72, 73 и №86 соответственно зачислены в школы №№28, 16 и №29 г. Орла.
Однако учащиеся начальных классов указанных общеобразовательных учреждений продолжают пребывать в дошкольных образовательных учреждениях, где для них организован учебный процесс, питание, медицинское обслуживание.
Договоры аренды указанными общеобразовательными школами помещений в зданиях муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не заключены и в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области до настоящего времени не зарегистрированы, а поэтому сторонами в силу п.1 ст. 432 ГК РФ не соблюдена установленная законом форма достижения соглашения по всем существенным условиям сделки, что свидетельствует о том, что использование общеобразовательными школами муниципального имущества, предназначенного для организации на территории района дошкольного образования, является незаконным.
То, что учащихся начальных классов общеобразовательных школ находятся в помещениях муниципальных дошкольных образовательных учреждений свидетельствует об изъятии и использовании этих помещений на цели, не связанные с уставными задачами детских садов, ущемлении прав и законных интересов родителей и иных законных представителей детей дошкольного возраста, которые состоят на учёте для зачисления в дошкольное образовательное учреждение.
Так, на учёте в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №86 г. Орла» по состоянию на 01.11.2011 для получения образования по программе дошкольного образования состоят дети дошкольного возраста: с 2 до 3 лет - 157 человек; с 3 до 4 лет - 173; с 4 до 5 лет - 160; с 5 до 7 -110 человек.
Аналогичная ситуация сложилась и в других перепрофилированных образовательных учреждениях.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении конституционных прав на общедоступное и бесплатное дошкольное образование значительной части детей дошкольного возраста, проживающих на территории Заводского района г. Орла.
По результатам проверки прокуратурой района внесено представление Главе горадминистрации - мэру г. Орла, в котором указано требование использовать муниципальное имущество в соответствии с Уставами дошкольных образовательных учреждений.
Прокуратура Заводского района